В выходные на популярном ресурсе Reddit состоялась серия вопросов и ответов с известным киберспортсменом Брэндоном Seagull Ларнедом. Игрок рассказал о том, как начал свою профессиональную карьеру, поделился мнением о различных метах и дал несколько советов начинающим игрокам.

Что ты думаешь о Лиге Overwatch? Какие у нее плюсы и минусы?

Пока что о ней мало что известно. Я с нетерпением ее жду, но меня немного волнует состояние киберспортивной сцены Overwatch в этом году.

Сейчас большинство хороших команд будет 3 месяца заняты на OGN, а значит другие турниры будут ощущаться не такими важным, ведь на них не будет лучших игроков. Боюсь, это убьет интерес к киберспортивному Overwatch еще до того, как начнет действовать Лига Overwatch.

В целом, я буду рад увидеть, как правильный маркетинг повлияет на просмотры турниров по Overwatch.

Overwatch — большая игра и у нее должна быть крупная киберспортивная сцена. Ее постоянно смотрят на YouTube и Twitch, но комьюнити должно смотреть и турниры. Мне кажется, Лига Overwatch как раз сможет объединить все сообщество с киберспортивной сценой — но пока что о ней мало, что известно, а большинство организаторов турниров не делает этого правильным образом.

Seagull и его самое точное рукопожатие.

Как выглядит новый состав твоей команды NRG? Какова точность твоего рукопожатия? Как ты считаешь, хороша ли Фарра в этом патче и будешь ли ты играть за нее на турнирах. Я скучаю по тем дням, когда Seagull отжигал на Фарре.

  1. Я пока не могу говорить о новом составе, потому что не все новые игроки подтвердили свое участие. Если я скажу, кто они, то поступлю по-свински и тем самым, скорее всего, их спугну (а затем на меня набросятся их фанаты). Обычно вы сразу узнаете, если кто-то из игроков официально подписал контракт, либо вы слышите слухи о том, что кто-то пытается попасть в команду (а таких людей очень много).
  2. Я больше не пожимаю никому руку.
  3. Мне очень нравится играть на Фарре (ракетомет — это весело!), и я, скорее всего, буду играть за нее на турнирах, пока это позволяет патч. В игре очень много крутых карт, где Фарра отлично себя чувствует, например, Кингс Роу. Я бы очень хотел снова за нее играть на чемпионатах.

Ты единственный из про-игроков, кто играл за Бастиона на турнире (помимо TviQ). Что ты думаешь о возможных изменениях этого героя, о которых говорил Джефф Гудман? Как нужно поменять Крысавчика, чтобы он вернулся в киберспортивную мету?

  1. Я считаю, что сейчас Бастион находится в довольно хорошем состоянии, разве что нужно слегка бафнуть его режим разведки. Вообще, я считаю нормальным, что герои вроде Бастиона являются «нишевыми» — здорово, что игроки могут не всегда ими играть. Надеюсь, его режим турели не занерфят слишком сильно.
  2. Мне кажется, этот герой до сих пор эффективен на картах, где есть сложные узкие проходы (то есть в принципе перед первой точки любой карты). Но он он слаб в контратаке и ульта у него не очень. Поэтому проще постоянно играть за других героев. Думаю, если бы разработчики сделали так, чтобы шина Крысавчика наносила такой же урон в воздухе/в прыжке, как и на земле — это здорово бы баффнуло героя.

На одном из стримов ты сказал, что у тебя 240Hz монитор и мне стало интересно, какое «железо» вы используете на турнирах. Разрешают ли вам приносить свое оборудование? То есть не только клавиатуры и мышки, но и наушники, монитор и все такое?

Да, можно принести свою периферию (мышь, клавиатуру, коврик и т.д), но вряд ли вам разрешать пользоваться своими наушниками на сцене (если только вы не играете в специальной будке, как на OGN). На большинство турниров надо приносить наушники-вкладыши, поверх которых вы надеваете большие наушники, в которых звучит белый шум.

Честно говоря, играть вне будки не круто — потому что микрофоны иногда могут улавливать шум толпы и прочие звуки.

Не хочешь ли ты когда-нибудь заняться аналитикой, как INTERNETHULK?

Еще в прошлом я отклонил все предложения о кастерской работе (их было очень много). Не думаю, что из меня получился бы хороший комментатор только потому, что я умею болтать на разные темы на своем стриме.

Предложение заняться аналитикой звучит заманчиво.

Если люди действительно хотят увидеть от меня такой контент, то, возможно, мне было бы легче анализировать ролики на YouTube, чем говорить в прямом эфире и пытаться уложиться во временные рамки. Для меня это было бы естественнее.

Считаешь ли ты, что по сути перенес свои навыки из TF2 в Overwatch? Смог бы ты стать про-игроком в Overwatch, если бы не играл до этого в TF2 на подобном уровне?

Не думаю, что я перенес именно навыки из TF2, скорее умения целиться/двигаться, которые являются базовыми для всех шутеров. Да, они несомненно мне очень пригодились.

Нет, я не считаю, что смог бы стать про-игроков в Overwatch, если бы не играл до этого в TF2 на профессиональном уровне. Все потому что во время игры в TF2 я получил много важного жизненного опыта. Если бы у меня не было за плечами 7 лет игры в TF2, я бы скорее всего вообще не играл на киберспортивном уровне.

В матче между командами Afreeca Freecs Blue и Kongdoo Uncia на турнире Apex я видел, как игроки не комбили Стимулятор Аны с ультой героя, а использовали его чтобы выбранный герой мог быстрее набить себе ульту. Что ты думаешь о такой тактике?

Мне нужно будет пересмотреть этот матч, чтобы вникнуть в детали.

Лично я люблю прожимать ульту Гэндзи просто, чтобы спровоцировать врагов потратить на меня свои суперспособности (ведь мою ульту легко законтрить Землетрясением Райнхардта, усыплением от Аны, вовремя наложенным барьером Зари, хуком/ультой Турбосвина и т.д.). А Стимулятор действительно можно потратить на то, чтобы побыстрее набить ульту. Например, очень эффективно давать его Уинстону или Заре, у которой набралось много энергии — так они смогут быстрее набить ульту и при этом эффективно участвовать в схватке. Я думаю, в будущем Стимулятор будут чаще использовать именно так.

Тем не менее, можно легко дать Стимулятор Солдату-76 и тот мигом уничтожит половину вражеской команды, так что возможно чаще все будут действовать по такой тактике. :/

Чувствовал ли ты когда-нибудь, что тебе надоел Overwatch? Как ты справляешься с постоянным напряжением?

На этих праздниках я реально перегорел. Но стоило мне забросить игру на пару недель, как все нормализовалось. В начале прошлого года я устроил себе дикое расписание (два месяца подряд я играл каждый день примерно 6+ часов), а затем несколько месяцев ездил по турнирам в Азии. Думаю, любой бы на моем месте устал от такого образа жизни.

Что касается постоянного напряжения, то на турнирах я чувствую его сильнее, чем фанаты или кто-либо другой. Кроме того, я постоянно испытываю стресс, связанный со стримами (зачем играть на турнирах, когда я могу зарабатывать в 5 раз больше денег на стримах). Передо мной стоит выбор, который рано или поздно приходится сделать любому профессиональному игроку.

Что ты думаешь о мете из трех танков?

Я считаю, что состав из 4 танков никогда не был хорош. Это эффективная стратегия, в которой игроки допускают много ошибок.

Мета из 3 танков всегда была эффективной, еще до появления Аны. Она будет существовать до тех пор, пока «офф-танки» (Турбосвин и Заря) будут наносить много урона.

Главная слабость такого состава — возвышенности, но в обороне ваша команда часто находится выше в начале матча, так что это не такая уж проблема (именно поэтому на турнирах чаще всего используют такую мету в обороне).

Как научиться лучше играть за Хандзо? Как ты смог набрать аудиторию на Twitch?

Улучшить свои навыки игры за Хандзо легко — вам нужно просто потратить на это огромное количество времени и молиться, чтобы чертова Кластерная стрела попала куда надо. Честно говоря, все завязано на базовой механике, так что могу посоветовать только побольше за него играть.

Что касается аудитории на Twitch, то это довольно большая тема. Нарастить аудиторию можно по-разному. Думаю, главное чтобы вас заметило много зрителей (например, на Reddit или другом ресурсе). Затем просто постоянно стримьте в течение нескольких 5+ дней (лучше всего по 10+ часов в день), пока у вас не появится постоянное количество зрителей.

На самом деле это довольно сложно — вы не сможете удержать зрителей, если только вы не действительно хороший стример.

Вот моя история: я начал стримить как лучший игрок в TF2 и мое минимальное количество зрителей было примерно около 100. Когда я начал играть в Overwatch я стал использовать броские названия, вроде «Топ-игрок TF2 играет в Overwatch часть 27» — так у меня появилось примерно 500-1000 зрителей. Затем несколько нарезок с моим геймплеем буквально взорвали Reddit и YouTube — в итоге у меня стало более 5000 зрителей. Затем это число снизилось до основной аудитории в 1500~ человек. Когда возобновилось бета-тестирование Overwatch, аудитория вновь выросла до 3000+. После релиза Overwatch, в него начали играть крупные стримеры, но затем забрасывали это дело. Как только они ушли, у меня на стримах начало внезапно появляться 15-20 тысяч человек (это было довольно неожиданно, я думал в среднем меня будет смотреть 4-5 тысяч).

Что ты думаешь о дополнительных бонусах к рейтингу за серию побед? Мне кажется, эта система вредит системе матчмейкинга.

Мне нравятся серии побед, когда я прокачиваю новый аккаунт, ведь часто за победу мне дается +150 рейтинга. Но на высоких рангах это выглядит странно, потому что там мало игроков с высоким MMR. Поэтому зачастую у меня бывают матчи 3600 против 3600 и я просто фармлю жирную серию побед — в конечном счете мой рейтинг раздувается и я поднимаюсь вверх по рейтинговой таблице (как-то раз я так занял в ней вторую строчку).

В целом, я считаю, что это странная механика и я не уверен, что именно я испытываю на ее счет. Мне не нравится обыгрывать систему. Я слышал, что игроки нарочно сливают себе рейтинг, чтобы потом за счет прибавки за серию побед, буквально за 10 матчей подняться выше изначального ранга (правда обычно, они потом быстро падают вниз). По мне, так это неправильно.

Какую самую частую ошибку допускают игроки твоего уровня навыка?

Слишком часто сливают ульту, когда схватка уже выиграна. Зачастую ты не до конца понимаешь, что происходит и хочешь быстрее использовать суперспособность, чтобы уж точно победить в схватке. Иногда это действительно нужно, а иногда нет. Чаще всего такое происходит, когда игроки играют соло, ведь команды обычно заранее планируют, как использовать ульты.

Как ты думаешь, важно ли постоянно менять мету на высоких рангах или лучше вносить меньше балансных правок? Считаешь ли ты, что менять баланс в игре в середине сезона не слишком честно?

Думаю, мета постоянно меняется на разных уровнях. Изменения баланса всегда на нее влияют, но даже «статичная» мета меняется в зависимости от карт и того, как игроки на них играют (взгляните на тот же CS:GO). Мне нравится более «улучшенная» версия меты, которая формируется через пару месяцев после патча. Не думаю, что в игре постоянно нужны балансные патчи. Я пришел из TF2, где нам иногда приходилось буквально «замораживать» мету, из-за того что разработчики вводили какое-нибудь оружие, полностью разрушающее весь баланс. Со временем в игре наступили годы застоя без обновлений.

Я считаю, что менять баланс в середине сезона и даже турнира — нормально. Пока Blizzard не запустит свою киберспортивную лигу, нам приходится мириться с фактом, что все зависит от общей базы игроков, а не от киберспортивной сцены.

На рангах золота и платины многие думают, что Солдат-76 идеальный контрпик Фарры. Неужели чтобы законтрить Фарру нужен только Солдат-76?

Во многом все зависит от карты. В целом, Солдат-76 не способен в одиночку законтрить Фарру. На самом деле играть за Фарру против Аны гораздо неприятнее, чем против Солдата. На большинстве карты вы летаете высоко в небе и на вас не сможет повесить Сферу диссонанса Дзенъятта, да и Солдат-76 не сможет наносить по вам эффективный урон из-за расстояния.

Любопытно, но что касается контрипиков Фарры, то тут все зависит от того, кто вообще обращает на нее внимание. Если вас не замечают, можно легко столкнуть врага с карты. Фарра может вообще не участвовать напрямую в бою, пока враги не отвлекутся.

Какая мета была твоей самой любимой на протяжении всей истории игры?

Моя любимая мета обычно формируется в небольшой промежуток времени после патча — тогда, когда все герои одинаково эффективны, потому что никто ее не узнал, что же из них самый крутой. Я мечтаю о том, чтобы когда-нибудь такая мета осталась навечно и игроки больше бы фокусировались на составах, которые основываются на специфике карт (правда потом выйдет новый герой и все снова полетит к черту).

Что думают о твоей работе твои друзья и родственники?

Я изучал компьютерные науки в государственном университете Вашингтона, и вдруг мои стримы по Overwatch начали набирать огромную популярность. Вообще-то именно мои родители посоветовали мне забить на весенний семестр и использовать это время+летние каникулы на то, чтобы проверить, смогу ли я чего-нибудь добиться. Если бы у меня ничего не получилось, то осенью я бы вернулся к обучению. Вообще они думают, что я занимаюсь крутым делом.

Какие новые режимы карт ты бы хотел видеть в игре? Что ты думаешь по поводу того, что карты с несколькими объектами не работают (об этом говорил Джефф Каплан)?

Режимы, где нужно выполнять несколько разных целей, всегда плохо себя показывают, потому что игроки слишком разбегаются по карте. Тогда пропадает вся командная работа и вам приходится взаимодействовать лишь с 1-2 тиммейтами, которые находятся рядом с вами. Мне кажется, разработчики Overwatch не хотят вводить такие режимы, потому что из-за этого пришлось бы сильно править баланс (кто знает, может быть в них Турбосвин стал бы слишком мощным, потому что он хорош в одиночных схватках? Взгляните на ситуацию в 3х3). Возможно, эти режимы не приносили бы столько веселья, чем какие-нибудь более сфокусированные на цели карты (например, сопровождения груза).

Какой герой, по твоему мнению, был бы отличным дополнением к мете?

Бастион. Нужно просто слегка снизить разброс пуль в режиме разведки и тогда, думаю, герой станет очень эффективным. Его хитбокс всегда будет доставлять проблемы (как и его дизайн в целом), но я думаю, Бастион может стать контрпиком команд с четырьмя танками.

Как ты считаешь, какой герой является сейчас самым недооцененным?

Бастион. Думаю, если бы команды к нему присмотрелись, его бы стали чаще брать. Мне кажется, когда игроки получше узнают игру, то команды станут брать Бастиона где-нибудь в середине матча и полностью переворачивать игру. Это лишь вопрос времени.

Актер Терри Крюс в шутку изобразил озвучку Кулака смерти.

Что ты думаешь по поводу Кулака Смерти? Каким бы ты хотел его видеть в игре?

Я хочу бойца ближнего боя. Скорее всего, его нереально правильно отбалансировать в шутере, но это было бы круто. Хочу подвижного героя, который смог бы бить кулаком врагов.
Разве же это по сути не ульта Гэндзи?
Насколько я помню, разработчики говорили, что изначально Гэндзи был бойцом ближнего боя, но потом ему оставили только ульту ближнего боя и дали сюрикэны, потому что его было слишком сильно отбалансировать. Надеюсь, когда-нибудь мы увидим мобильного бойца ближнего боя!

Разве же это по сути не ульта Гэндзи?

Насколько я помню, разработчики говорили, что изначально Гэндзи был бойцом ближнего боя, но потом ему оставили только ульту ближнего боя и дали сюрикэны, потому что его было слишком сильно отбалансировать. Надеюсь, когда-нибудь мы увидим мобильного бойца ближнего боя!

Делаешь ли ты какие-нибудь специальные упражнения для улучшения/поддержания своих механических навыков игры? Может быть у тебя есть какая-то особая философия, которая помогает тебе уделять тренировкам максимальное время?

Нет, я не делаю каких-то особых упражнений. Я просто много играю.

Что касается философии, то важно не испытывать никаких эмоций насчет результатов тренировки — в конце концов, вы ведь еще практикуетесь. Ваша цель улучшить свои навыки, а не выиграть тренировочный матч. Мне кажется, у некоторых команд есть в этом плане большая проблема — иногда во время разминки они не хотят учиться играть новыми составами. То же самое касается попыток поиграть за нового героя. Долгое время я отвратительно играл за Хандзо, но потом я изучил все необычные анимации/позы персонажей и начал понимать, как правильно попадать в голову. На все просто нужно время.

На рангах золота и платины очень часто матчи в режиме Захват точек заканчиваются ничьей. Согласен ли ты с этим заявлением и что, по твоему мнению, нужно поменять на этих картах?

Еще с беты я постоянно говорил, что в респаун в игре должен происходить «волнами», как в TF2. Тогда не будет этих попыток растянуть время в овертайме, которыми обычно заканчиваются все матчи на картах Захвата точек или Сопровождения объекта. Это решение ОЧЕНЬ бы помогло игре и улучшило качество игры на низких уровнях (серьезно, игроки же постоянно бегут в одиночку к объекту и тут же умирают).

Мне кажется ничья чаще всего происходит из-за того что, на высоком ранге команды обычно заготавливают 4-5 ульт, чтобы полностью уничтожить всех противников. Обычно это единственный способ захватить вторую точку на Храме Анубиса.

Игроки очень часто пытаются тянуть время в конце любой карты Захвата точек или Сопровождения груза — все из-за того, что у обороняющейся команды есть небольшое преимущество в плане спавна. Иногда ситуация становится просто нелепой.

Кто твой любимый герой в плане дизайна (то есть с точки зрения внешнего вида)?

В Overwatch много уникальных героев, так что мне трудно определиться. Одни из моих любимых это Крысавчик, Бастион, Дзенъятта и Гэндзи.

Что ты думаешь о режиме наблюдателя в Overwatch? Считаешь ли ты, что его нужно улучшить, чтобы казуальным зрителям было проще смотреть киберспортивные матчи?

Мне кажется смотреть турнир от лица кого-то из игроков проще, чем со стороны наблюдателя.

Я думаю, сейчас действия в игре слегка повторяются и некоторые визуальные эффекты слишком вычурные (например, Гравитонный импульс Зари и Трансцендентность).

По-моему игра слишком зависит от ультимейтов и комбо, а не от чистой механики шутеров, из-за чего ее не так интересно смотреть. Все они слишком мощные и происходят слишком часто. После того, как разработчики впервые снизили скорость набора ульты, в Overwatch стало значительно приятнее играть и смотреть ее матчи. Я бы хотел, чтобы скорость накопления ульты срезали еще примерно на 25-30%. Когда я только начал играть в Overwatch, я думал что буду использовать ульту примерно 3-4 раза. Сейчас я набираю ее раз в минуту, если наношу хороший урон. По мне это немного дико.

Влияет ли недосып на эффективность игры профессионального игрока? Стоит ли отказаться от пары часов сна и посвятить это время тренировкам?

Определенно, нет. Перед турниром я обычно играю в Overwatch более 14 часов, но все равно стараюсь спать, как можно дольше.

Из-за тебя в игре появилось множество мейнеров Гэндзи. Что ты чувствуешь на этот счет?

Я чувствую себя разочарованным родителем. Хотя некоторыми я горжусь.

Что ты думаешь о текущем состоянии киберспортивной сцены TF2? Ты ушел из игры, потому что Valve не уделяла достаточно внимания своим играм? Не кажется ли тебе странным, что ты играл в две разные игры на профессиональном уровне?

Я играл в TF2 ради геймплея на высоких уровнях. Я решил уйти из нее, потому что мне показалось, что количество сильных команд снизилось и игроки перестали играть всерьез на высоком уровне. Я понял, что в игре начался застой и мета никак не развивалась. Valve могла легко вмешаться и снова сделать игру интересным, но к тому времени сообщество уже раскололось на хардкорных командных игроков и всех остальных. У таких как я пропала возможность стать профессиональным игроком.

Но я до сих пор люблю комьюнити TF2, оно было очень уникальным и заботилось о своих участниках (по-моему, как ни одно другое сообщество, которое я видел). Это было очень преданное комьюнити. Заметьте, я говорю «было» не потому, что его уже нет, а потому что я больше к нему не принадлежу. Пожалуй, оно проживет еще десяток лет.

Как можно заинтересовать игрока развиваться в Overwatch в профессиональном плане (играть в лиге или на турнирах)? Другие игры нас немного избаловали (в CS:GO, например, есть специальная площадка FACEIT), а вот у Overwatch такого нет. Неужели нужно по старинке гриндить ранг (или чертов MMR) и производить впечатление на нужных людей?

Лучше играть одному. Это немного другая игра, где у вас есть эффективная система рангов. В CS:GO есть столько рангов, потому что, честно говоря, вся система довольно среднего качества — в конце концов, ее придумали еще во время 1.6, когда никакой рейтинговой системы не существовало и игрокам пришлось сделать свою собственную.

В игре вроде Overwatch все что вам нужно это продвигаться вверх по рангу, собирать команды для участия в открытых турнирах и привлечь к себе внимание. Надеюсь, когда запустится Лига Overwatch, все станет проще.

Как ты стал про-игроком?

Я решил стать про-игроком в Overwatch еще когда эту игру только анонсировали. В тот день я не пошел на учебу и начал заниматься теорикрафтингом насчет Overwatch. Так продолжалось до начала беты. Один мой друг устроился на работу в Blizzard и помог мне получить инвайт.

Мой стрим стал бешено популярным и это было круто. В принципе, это стало главным финансовым фактором, почему я забросил учебу и решил попробовать, что получится. Хотя, честно говоря, все началось еще более давно, когда в детстве я начал играть в соревновательные игры и мечтал стать киберспортсменом еще в 12 лет. Я стал играть во все игры, в которых был соревновательный аспект (HL2DM, TF2, различные MMO/моды/игры), а потом пришел в Overwatch, где была достаточно большая база игроков, чтобы я смог воплотить свою мечту в реальность.

На каком ранге лучше всего собирать команду или вступать в уже существующую?

На любом! На одном открытом турнире я как-то встретился с командой игроков платины/алмаза и она смогла пройти в третий раунд. Просто вступайте/создавайте команды, участвуйте в турнирах и веселитесь!

Как ты считаешь, в каком состоянии сейчас находятся Фарра и Роковая вдова? Станут ли они когда-нибудь популярны у киберспортивных команд?
Раньше они были очень популярны и, возможно, в будущем ситуация повторится. Недавно Фарра была довольно популярна, а Вдова как раз лучше всего ее контрит, так что, вероятно, мы будем видеть их чаще. Например, Misfits часто берут Вдову,  Zebbo отлично играл на Вдове на Dreamhack!

Чем киберспорстмены отличаются от игроков из Топ-500 региона? Разница только в затраченном времени?

Отчасти разница в навыках использования механики (мне кажется, киберспортсмены лучше целятся, чем большинство игроков из Топ-500). Кроме того, киберспортсмены лучше знают, как действовать в команде, а у соло-игроков нет такого опыта.

Дело еще и в «сольной игре» (это касается не только Overwatch, но и других игр) — более рискованные действия приносят больше результата в соло-игре, ведь команды не организованы и игроков проще застать врасплох. Например, на высоких рангах игроки за Турбосвина любят в одиночку заходить с фланга. А на профессиональном уровне такого одиночку быстро бы убили, потому что собранная команда сразу бы отреагировала и набросилась бы на него под ускорением от Лусио.

Если бы ты был в команде разработчиков, чтобы ты поменял в игре? Не кажется ли тебе скучной текущая мета, где всегда должен быть Райнхардт и Лусио?

Я бы сделал возрождение «волнами», чтобы игроки не затягивали овертайм на картах Захвата точек/Сопровождения и снизил бы скорость заряда ульты.

Не уверен, что возможно как-то выкинуть Райнхардта и Лусио из меты — они оба уникальны и приносят удивительную пользу на большинстве карт. Мне кажется, команды постепенно перестают брать Лусио в обороне первой точки (вместо него пикают Симметру, либо танка или дамагера), ведь там не нужна его мобильность. А Райнхардт… он так хорош на Сопровождении объекта. Всегда. Если у вас нет Райнхардта, а у вражеской команды он есть, то вы не сможете сгруппироваться, потому что иначе вас разорвут противники.

Если Valve проведет турнир по TF2 с призовыми в размере 1 миллиона долларов, вернешься ли ты в TF2?

Нет, я уже давно потерял интерес к TF2. Уверен, я бы вновь попробовал игру и повеселился бы, но точно не стал бы снова играть на про-уровне, раз у меня больше нет к ней интереса. Тем не менее, посмотреть такой турнир я бы хотел.

Почему ты решил играть в основном на Гэндзи? Он тебе изначально понравился или ты попробовал всех штурмовиков и понял, что этот герой больше всего тебе подходит?

Мне очень нравятся подвижные герои и Гэндзи на тот момент был самым сложным из них. Его, правда, слегка занерфили (покойся с миром, тройной прыжок!), но, да, это была главная причина, почему я стал играть за Гэндзи. Когда на бете появился Гэндзи я играл и за других героев (пару месяцев мейнил Маккри…точно он был чертовски силен).

Как ты развлекаешься, когда не стреляешь по врагам?

Мне очень нравится играть MMO. В период с 2001 по 2007 год я играл в Dark Age of Camelot и с тех пор пару раз туда возвращался. Я наиграл более 1000 часов в GW2 и WoW. Я бы хотел снова много играть в MMO, но сейчас я чертов казуал.

Чем бы ты занимался, если бы не был киберспортсменом?

Если бы я не был киберспортсменом, я бы пытался им стать. Я бы продолжал учиться, гриндил бы ранг соло и участвовал в открытых турнирах по Overwatch, пока мне бы не повезло.

Что ты думаешь о том, что полезность некоторых героев зависит от индивидуальных навыков игрока? Считаешь ли ты правильным, что в игре есть «герои для начального уровня»? Например, Торбьорн полезен на ранге золота и ниже, а на профессиональном уровне уже не очень. С Аной же все наоборот.

Такие ситуации происходят со всеми героями, за которых трудно играть, и я считаю, что это абсолютно нормально. Даже простые герои могут быть эффективны на высоких уровнях игры, например, иногда на турнирах можно поиграть за Торбьорна или Симметру. В целом у всех героев разные роли, так что в игре нет персонажей чисто для низкого и высокого уровня навыка.

Как часто тебя узнают на улице?

Вообще-то меня никогда не узнавали! Разве что только на турнирах, если я носил кофту со своим ником или возле места его проведения. Хотя конечно в Китае высокий светловолосый парень наверняка бросался в глаза в толпе — так что когда я вышел на улицу, чтобы перекусить, меня заметили. Хорошо, что на мне тогда не было кофты с ником, иначе бы меня тут же окружила толпа китайских фанатов.

Что ты думаешь об игроках, которые мейнят одного героя в соревновательной игре? Вроде ты порадовался за игрока, который попал в Топ-500 играя только за Бастиона, но в целом, как относишься к таким игрокам?

Я не против мейнерства, обычно такие игроки достаточно хорошо играют, чтобы справляться с обычными контрпиками. Но я считаю, что нужно научиться хорошо играть на каждом герое — мейня одного, вы ограничиваете свои возможности.

Сейчас на американской киберспортивной сцене Overwatch преобладают игроки, которые очень хорошо играют за 1-2 героев. Как ты считаешь, должны ли их команды строить тактику вокруг таких игроков? Не кажется ли тебе, что такие мейнеры вредят командам, ведь их мейны вписываются только в конкретную мету?

Такие игроки должны научиться лучше играть не только за одного-двух героев. Если вы хорошо играете только за Райнхардта/Лусио/Зарю/Маккри или Солдата-76, то, пожалуй, эти герои ВСЕГДА были полезны в любой мете, которая появлялась в игре еще со времен беты и до сегодняшнего дня. Все сводится к тому, как игроки умеет адаптироваться под ситуацию. Такие игроки должны научиться играть за большее количество героев и улучшать свои навыки на тех, кто нужен в каждом патче.

Смогут ли Трейсер и Гэндзи снова стать главными дамагерами в мете? Что насчет «дайв»-меты, как думаешь, она вернется?

Гэндзи и Трейсер всегда будут «главными дамагерами», а что касается «дайв»-меты, то она уже возвращается в этом патче! На турнире APEX можно было увидеть множество команд, которые использовали такую мету в атаке (хотя в обороне ее можно встретить редко, ведь она не прощает ошибок).

Что ты думаешь о недавнем нерфе Дивы? Считаешь ли ты Ангела «плохим медиком» для высоких рангов?

Мне кажется, D.Va по-прежнему жизнеспособна, просто заняла более нишевое положение. Думаю, разработчики должны добавить ей немного брони, но пока слишком рано об этом говорить, ведь патч вышел не так давно.

Что касается Ангела, то я не думаю, что это плохой герой, просто она стала очень сильно зависеть от своей суперспособности с тех пор как Ана вытеснила ее с роли «очень мощного лекаря». Ана лечит сильнее и наносит урон, как штурмовик, а задача Ангела — правильно воскрешать. Теперь радиус ее воскрешения так мал, что враги могут легко закомбить этот рес.

Вы слышите в своих будках голоса комментаторов?

Обычно нет. Только в очень напряженные моменты можно услышать рев толпы сквозь микрофон (и то очень слабо).

Ты уже очень давно играешь в Overwatch и видел, как менялась игра. Какая мета была твоей любимой за все это время? Какая нравилась меньше всего?

Любимая — «раковая мета». Два Дзенъятты/Трейсер/Гэндзи/Симметры/Лусио (и другие варианты). Она была безумная. Я играл за Гэндзи и чувствовал себя богом с 275 хп с постоянной сферой Дзенъятты на себе. Да и ульта Гэндзи тогда не была понерфлена. Было очень весело.

Худшая — два Уинстона.

Пожалуй, это была самая простая мета, не требовавшая никакого скилла. В «раковой мете» хотя бы нужно было какое-то знание механики Дзенъятты/Трейсер/Гэндзи, а эта… просто была ужасной. Хотя Бастион раскладывал такую мету, поэтому примерно месяц на картах Захвата объекта была мета с Бастионом. Было здорово.

Еще одна моя любимая мета это две Зари/два Хандзо/два Лусио, в которой мы играли весь один турнир. Такой состав был очень крут. Комбо ульты Зари+Хандзо выигрывало каждое сражение.

Связывались ли с тобой когда-нибудь разработчики Overwatch и спрашивали твое мнение об изменениях?

Да. Команда разработчиков постоянно общается с киберспортсменам, чтобы узнать, что они думают о последних балансных правках.

Как по-твоему выглядит идеально сбалансированный состав команды? Три штурмовика? Два танка? С одним или двумя медиком?

Все зависит от стиля игры команды и карты. Когда-то все эти составы были актуальны (три танка, 2-3 дамагера, 1-2 лекаря), но обычно такое длится недолго — игроки быстро находят какую-нибудь мощную мету.

Как ты считаешь, правильно ли сбалансирован Солдат-76, учитывая его универсальность и независимость по сравнению с другими хитскан-героями?

Думаю, если слегка понерфить его урон, то он будет сбалансирован. Сейчас разброс его пуль сделан как надо, но если увеличить время, за которое он может убить героя хедшотами буквально на 1 секунду, можно было бы избежать тех нелепых внезапных смертей, которые иногда получаешь от Солдата.

Мне все же кажется, что Маккри в большинстве случаев полезнее Солдата-76 (не только в плане ульты). Однако Стимулятор+«аимбот» Солдата слишком простое и эффективное комбо, чтобы от него отказываться.

Как ты считаешь, станет ли Сомбра более популярна на турнирах? Как за нее правильно играть? Какой состав команды можно собрать для нее?

Сомбра была популярным пиком в атаке — за нее легко можно доставать врагов и набрать ульту где-то за 45 секунд. А затем ворваться с ультой, пока у противников ее нет. Это довольно крутая тактика, но, к сожалению, я больше не видел чем еще Сомбра может помочь команде. Думаю, она может быть хороша в обороне на картах с возвышенностями (например, центр Голливуда), но пока что игроки еще не опробовали ее в таком плане.

Мне кажется, Сомбру нужно сочетать с хитскан-штурмовиками (но это не точно). Сомбра может использовать возвышенности, нападать из тыла, а также взламывать сетапы с Райнхардтом и другими танками.

Жрец в World of Warcraft

Если бы ты мог создать своего героя в Overwatch, каким бы он был?

Я бы хотел увидеть героя поддержки с механикой, основанной на поглощении урона (что-то вроде жреца специализации Послушание из WoW). Да, он чем-то совпадает по механике с Зарей, но, думаю, было бы круто!

Когда ты в последний раз запускал и играл в TF2?

Когда бета Overwatch ушла на перерыв, я установил игру и попробовал тестовый соревновательный режим.

Хотя по-моему я пару раз заходил на карты для прыжков в TF2 (по-моему, это лучшее, что есть в игре) 4-5 месяцев назад.

Как ты думаешь, почему мета из трех-четырех танков не прижилась в Корее? Смогут ли западные команды приспособится к агрессивному стилю игры корейцев?

Мета из трех танков как раз набрала популярность именно в Корее (они играли в ней еще до того, как в игре появилась Ана). Мета из четырех танков не прижилась, потому что сама по себе это не лучшая стратегия.

Не думаю, что сейчас существуют значительные различия между стилем игры корейских и западных команд. Насколько я знаю, все играют одной метой. Мои друзья из Кореи говорят, что популярна «дайв»-мета и состав из трех танков и Солдата.

Как проще всего подняться по рангам, особенно если ты играешь в золоте/платине?

Какое-то время мейнить Турбосвина или Зарю. Это лучшие герои для соло-игры и они почти всегда очень эффективны. Именно так действовал корейский игрок Evermore (хотя чтобы набить 5к рейтинга, он играл в группе из 6 человек).

Неужели Турбосвин и Заря это единственные герои, на которых лучше всего подниматься по рангу или есть кто-то еще? Как лучше играть — соло или в группе?

Эти герои самые простые. Вы можете покорять рейтинг на любом персонаже. Пожалуй, за Лусио/Ангела вам будет мучительнее всего это сделать.

Я считаю, что стоит играть группой максимум в 4 человека. Можно играть и большим составом, но, по моему опыту, так сложнее повышать рейтинг. Сейчас я больше не играю в группе меньше, чем 2-3 игрока.

Значит, играть вдвоем/втроем лучше, чем соло? Я в основном играю Аной, каких героев мне лучше брать в пати? Или это неважно, главное играть с умелым игроком?

Мне кажется играть вместе с кем-то всегда веселее. Не могу сказать, лучше это или хуже.

Я бы играл в паре с любыми героями, например, хороши Солдат-76 или Маккри — они всегда могут развернуться и пристрелить врага, которых ты атакуешь. Вы можете комбить Стимулятор и «аимбот»/Меткий стрелок, чтобы получать халявные киллы.

Что ты думаешь насчет того, чтобы мейнить Жнеца, играя соло? Я играю за него с беты и сейчас нахожусь на платиновом ранге. Иногда мне кажется, что он слишком быстро умирает и его легко контрят.

Жнецу тяжело играть в одиночку. Он прекрасно показывает себя в собранных группах, но во многом он зависит от комбо с щитами Зари и/или Стимулятором Аны. Да, это жизнеспособный герой, но иногда ему приходится туго.

Нужна ли в Overwatch система пиков и банов? Сколько бы банов ты бы разрешил делать каждой команде?

Думаю, можно вводить такую систему только, когда в игре будет более 60 героев. В текущем состоянии она бы выглядела как навязывание героев.

Какое временное событие и праздничный режим понравился тебе больше всего?

Больше всего мне понравился Хеллоуин, потасовка была очень крутой. А еще в Лусиоболе было весело.

Я собираюсь купить новый компьютер, какие GPU и CPU нужны, чтобы играть в Overwatch в качестве 1440p и с фпс 100+?

Просто купи i7, видеокарта не так важна.

А еще лучше не играть в качестве 1440p, иначе у вас появится задержка ввода, если фпс упадет ниже 120~ (хотя сейчас есть довольно неплохая функция уменьшения буферизации).

«Give DIRETIDE» — популярный мем в Dota 2, призывающий компанию Valve вернуть событие Diretide (Восстания Тьмы) в игру.

Ты как-то сказал, что если бы мог стать киберспортсменом в любой другой игре, то выбрал бы Dota 2. Почему? Ты смотришь какие-нибудь турниры по ней? Что ты думаешь о ее конкурентах, вроде Heroes of the Storm и League of Legends? Играл ли ты в них?

Я люблю мемы про Dota 2 и мне нравится смотреть, как в нее играют (я ходил на несколько турниров The International и они были очень крутые).

Я профессионал в сфере шутеров, поэтому мне нелегко сравнить эту игру с LoL или HotS. Но мне нравится мобильность на картах Dota 2, поэтому мне интереснее наблюдать именно за этой игрой.